Складная лестница в смотровую яму гаража — как соорудить конструкцию своими силами
Складная лестница в смотровую яму в гараже — очень удобное решение, которое позволяет сэкономить пространство. Сегодня мы рассмотрим очень надежный и долговечный вариант, который делается из профильной трубы. Он отличается простотой и удобством, так как система очень легко складывается и раскладывается и занимает немного места.
Содержание статьи
Виды конструкций
Гаражные лестницы могут иметь разные размеры, конфигурации и изготавливаться из разных материалов. Для начала мы рассмотрим, какие лестницы можно ставить в ямах, а затем разберемся, на какие факторы нужно обращать внимание при выборе конкретного варианта.
Основные типы конструкций таковы:
- Прямолинейная одномаршевая. Тут все просто: вся конструкция представляет собой два косоура или тетивы, между которыми закреплены ступени. Самое распространенное решение для гаражных ям по причине своей простоты. Ее несложно соорудить, и при этом получается достаточно надежный и долговечный вариант;
- Двухмаршевый вариант. Чаще всего так делается лестница в подвал в гараже, когда под полом много пространства и можно повернуть один марш под углом 90 или 180 градусов. Марши обычно имеют по 5-6 ступеней, так как высота подъема небольшая. Если установить перила по бокам, то подъем и спуск станет намного безопаснее;
- Конструкции с забежными ступенями тоже больше подходят для гаражей, в которых есть подвал. Они занимают достаточно мало места, но переносить по ним крупногабаритные или тяжелые предметы не очень удобно;
- Винтовые лестницы используются нечасто, так как они не очень удобны для использования в подвальных помещениях. Но если вам нужна лестница на 2 этаж гаража, где располагается комната отдыха, то можно рассмотреть и такое решение;
- Складные системы позволяют экономить место, что очень важно при использовании в гараже. Их непросто соорудить, зато вы получаете очень удобную конструкцию, которая раскладывается только при необходимости. Именно такой вариант мы и рассмотрим ниже.
Что касается материалов, то есть всего 3 варианта, между которыми вам и придется выбирать.
Разберем плюсы и минусы каждого из них:
- Деревянные лестницы в гараж. Их главное преимущество — низкая цена материалов и простота сооружения. Дерево хорошо поддается обработке, из него несложно вырезать элементы требуемого размера. Но есть у древесины и минусы, прежде всего это низкая устойчивость к влаге и повреждение плесенью и грибком, если в помещении сыро. Для неотапливаемых помещений это не лучший вариант, уже через пару лет материал начнет портиться;
- Металлические конструкции более прочны и долговечны, они могут служить десятки лет, а если вы будете периодически обновлять защитное покрытие, то срок увеличится еще больше. Чаще всего используется сталь, она надежна, и конструкции из нее весят немного. Единственный минус заключается в том, что придется проводить сварочные работы, но результат того стоит;
- Бетонные варианты отличаются высокой надежностью, но имеют много недостатков. В первую очередь это трудоемкость рабочего процесса — придется приготовить и залить очень много раствора. Также стоит помнить о том, что подобные конструкции имеют большой вес и занимают очень много места, что нежелательно в условиях ограниченного пространства. Если вы думаете над тем, как в подвал гаража сделать лестницу, то лучше все-таки выбрать другой вариант;
Теперь разберемся с тем, на какие факторы нужно обращать внимание при выборе конкретного варианта конструкции:
- Назначение конструкции. Если вам надо просто спуститься в яму для ремонта автомобиля, то подойдут и простые варианты из дерева. Да, придется менять их время от времени, но что-то более надежное обойдется намного дороже;
- Интенсивность использования. Если вы часто находитесь в гараже, чините и обслуживаете автомобиль и спускаетесь в яму постоянно, то лучше поставить что-то понадежнее. Можно подумать и над комфортом, чтобы вам не приходилось впоследствии жалеть о том, что вы решили сэкономить, и вынуждены постоянно испытывать неудобства;
- Свободное пространство. Это главная проблема, так как чаще всего пространство в смотровой яме очень сильно ограничено. Наличие подвала может отчасти решить эту проблему, но все равно проем будет узким и вам придется приспосабливаться под окружающие условия.
Сооружение лестницы
Теперь разберемся, как делается раскладная лестница в подвал гаража — своими руками эту работу можно сделать только при наличии определенного набора инструмента. Вначале мы разберемся, что понадобится из приспособлений, а потом подробно рассмотрим рабочий процесс.
Что нужно для работы
Из инструмента нам необходимо следующее:
- Сварочный аппарат. Основное приспособление, с помощью которого мы создадим прочный и безопасный металлический каркас. Не забудьте приобрести и как минимум килограмм электродов, чтобы потом не пришлось отвлекаться от работы и ехать в магазин;
- Электродрель. С ее помощью мы будем сверлить отверстия там, где это необходимо. Поэтому запаситесь и набором сверл по металлу;
- Болгарка нужна и при резке металла, и при его шлифовке, и при зачистке. Соответственно, кроме самой шлифовальной машинки вам понадобятся отрезные, шлифовальные круги и специальная проволочная щетка для чистки металла от ржавчины;
- Измерительный инструмент. Сюда входят рулетка, карандаш и маркер, уровни, угольники. Без точных измерений невозможно сделать надежную лестницу;
- Слесарный инструмент. Лучше иметь целый набор, в котором будут клещи, пассатижи, молоток и другие приспособления. Наличие такого комплекта очень сильно упрощает рабочий процесс, ведь все необходимое всегда есть под рукой;
- Струбцины, зажимы, фиксаторы — их должно быть достаточно. В процессе работы придется очень много пользоваться ими при выставлении элементов, их совмещении и выравнивании.
Рабочий процесс
Теперь мы разберемся, как сооружается складная лестница в гараже.
Начнем со сборки каркаса:
Иллюстрация | Описание этапа |
В первую очередь проводятся все необходимые замеры. Вы должны определить следующие показатели:
|
|
Составляется эскиз. Его нужно сделать обязательно, чтобы вы четко представляли, каким будет конечный результат, и могли запланировать все необходимые размеры. В нашем случае они таковы:
Эскиз делается в требуемом масштабе, чтобы можно было замерить угол наклона нашей лестницы. |
|
Чтобы упростить работу, мы создадим чертеж в натуральную величину. Для этого нам нужен кусок листа ОСБ, фанеры или ДСП, неважно. Главное, чтобы он имел подходящую высоту и ширину.
Для начала производятся все необходимые замеры, определяется угол лестницы, после чего можно переносить все на лист. Не спешите и делайте все точно.
|
|
После разметки у нас получается готовый шаблон, как на фото. Он сделан в натуральную величину, а значит, нам не нужно ничего вычислять и измерять — прикладываем элементы по месту и делаем их такими, как нам необходимо.
Это особенно удобно для тех, кто имеет мало опыта в подобных работах и боится ошибиться. |
|
Готовим металлические элементы. Для стоек будет использоваться труба профильная 20х40, но можно использовать и любые другие варианты.
Нам нужно подготовить материал — очистить его от коррозии с помощью проволочного диска на болгарку. Если у вас металл чистый, то эту часть работ можно не проводить. |
|
Производится разметка первого элемента. Все очень просто: прикладываете его по линии и отчерчиваете нужный угол, тут невозможно просчитаться и что-то перепутать — все просто и наглядно. | |
Труба отрезается по ранее нанесенной разметке. Мы проводим работу специальной пилой, но вы можете использовать и обычную болгарку, это не принципиальный момент. Главное — делать все точно и не отклоняться от разметки. | |
В месте, где будут располагаться петли для складывания, нужно разрезать нашу заготовку. Отчерчивается ровная линия с помощью угольника, чтобы не было перекосов и смещений. | |
Делаем угловой стык в верхней части. Для этого прикладывается второй кусок трубы и на нем делается разметка.
Линейка ставится параллельно скошенному торцу, это несложно проконтролировать, когда два элемента лежат перед вами, а снизу есть разметка в натуральную величину конструкции. |
|
После резки проверяем, все ли хорошо стыкуется. В нашем случае элементы совпали идеально, но если у вас есть изъяны, то их можно подправить резкой или шлифовкой торцов. | |
Вырезаются заготовки под петли. Это пластинки толщиной 3 мм, шириной 25 мм и длиной 80 мм. Они складываются в стопку и просверливаются сверлом диаметром 10 мм.
Лучше сделать все, как показано на фото: зажать в тисках стопку пластин и просверлить их разом, чтобы отверстие идеально совпадало. |
|
В отверстие вкручивается болт или ставится штырь. Стопа пластин фиксируется струбциной или тисками, и край скругляется.
Это сделает петли более привлекательными и безопасными, чтобы вы не поранились о выступающие края. |
|
Выставляем элементы по нашей разметке, прижимаем струбцинами и прихватываем в 2-3 точках.
Главное — зафиксировать их в нужном положении, чтобы можно было переложить элемент на другую поверхность. |
|
Элемент убирается с нашего шаблона и тщательно проваривается со всех сторон.
|
|
Чтобы сделать вторую стойку лестницы, идеально совпадающей с первой, нужно просто положить сваренный элемент, а поверх него уложить куски второй части.
После фиксации стык прихватывается, затем можно проварить его по периметру, как и в первом случае. |
|
Чтобы нижний торец выглядел аккуратнее и был прочнее, на него вырезается заглушка и приваривается. Подойдет любой кусочек стали подходящих размеров. | |
Стойки снова укладываются на наш шаблон, под них подкладываются и выставляются элементы петель. Нужно выровнять их и совместить друг с другом так, как они будут стоять на готовой лестнице. | |
Петли прихватываются в 2-3 точках, чтобы зафиксировать их положение. Как видно по фото, под одну из петель подкладывается пластинка такой же толщины, чтобы одна сторона заходила на другую и идеально совпадала с ней. | |
После прихватывания нужно попробовать сложить и разложить конструкцию. Если все нормально, то можно полностью приваривать петли к стойкам.
|
|
Чтобы места сварки выглядели аккуратно, после остывания металла их нужно обработать шлифовальным диском.
Так убирается все лишнее, и шов получается ровным — без наплывов и других изъянов. |
|
Следует совместить две половинки нашей складной лестницы и зафиксировать их в неподвижном положении. | |
В петлях сверлится отверстие под болты, которые будут соединять их. У нас они имеют диаметр 14 мм. | |
Чтобы убедиться, что отверстия идеально совпадают на обеих петлях, вставьте длинный болт. | |
Делаем опоры ступеней, они имеют ширину 15 см, нижний край скошен для удобства.
Сразу просверливаем отверстия диаметром 4 мм под саморезы. |
|
С помощью угольника размечаем угол расположения опор ступеней. Важно не ошибиться и сделать все точно. | |
Опоры прихватываются на две точки. Еще раз проверьте правильность их расположения. | |
Если все хорошо, то поры привариваются по кругу. После сварки лишнее снимается шлифовальным диском. | |
Чтобы выставить опоры на второй стойке так же, как и на первой, она кладется рядом, а пластины прижимаются к уже приваренным струбцинами или клещами. После этого они прихватываются, а затем варятся полностью. | |
Чтобы конструкция была прочной и имела одинаковую ширину, между стойками ставятся перемычки. Они выравниваются и фиксируются. После чего прихватываются точками, а потом полностью обвариваются. | |
Перемычки привариваются и на вторую часть, после чего элементы соединяются. |
Установка
Разберемся, как крепить конструкцию. Если вы производите установку такой лестницы в погреб гаража, то выберите, на какую сторону она будет откидываться.
В яме все проще и делается так:
Иллюстрация | Описание этапа |
К уголкам по краям ямы привариваются два крепления. В местах приваривания с металла снимается краска. | |
На проушины навешивается лестница, проверяется ее работоспособность и правильность расположения. | |
Каркас очищается, обезжиривается и окрашивается. Выбирайте краску с антикоррозионной добавкой. | |
Готовятся ступени. Они вырезаются по нужному размеру и окрашиваются защитным составом. | |
Каркас закрепляется на свое место. Для крепления используются болты подходящего диаметра. | |
Ступеньки крепятся просто: выставляются на опорах и снизу прикручиваются саморезами. Длина крепежа должна быть меньше толщины ступени. | |
Чтобы сделать лестницу безопасней, на одной стороне делается подпружиненный фиксатор. А, чтобы она не гремела при раскладывании, на нижний торец приклеивается резиновая проставка. | |
Теперь лестницей можно пользоваться, она надежна и удобна. | |
Так выглядит конструкция в сложенном виде. Таким же образом может возводиться лестница в гараже на второй этаж. Но там нужно делать систему фиксации сложенной конструкции под потолком, чтобы она не мешала. |
Вывод
Теперь вы знаете, что такое гаражные лестницы, и как сделать удобную складную конструкцию своими силами. Если хочется еще лучше разобраться в теме — просмотрите видео в этой статье.
Вот здорово. Профессионалов видно сразу. Лестницы просто отличные. И установка выполнена грамотно.
К лестнице в смотровую яму не нужно предъявлять столько требований, как допустим к той же лестнице в доме. Самое главное такая лестница должна быть максимально крепкой и сделанной на совесть. У меня была деревянная, дешево и сердито, но она со временем рассохлась. Мысль сделать из профильной проскальзывала, но не было наглядного пособия как все воплотить. Можно попробовать, пространство экономит и более долговечна.