Автолестница пожарная — особенности устройства и использования
На самых разных высотах могут возникать пожары в промышленных и общественных зданиях, а также в жилом секторе. В соответствии с требованиями нормативной документации, подъем на высоту, и спуск людей, производится с применением различных средств эвакуации. Это могут быть: веревка, спасательный рукав, автолестница пожарная, о которой пойдет речь в данной статье.
Содержание статьи
Назначение автолестниц пожарных
Пожарные автолестницы служат для доставки к месту пожара расчета пожарников и выполнения ими таких работ:
- Подъема пожарников на верхние этажи дома для организации тушения пожара;
- При отсутствии или невозможности использования эвакуационных стационарных путей обеспечивать эвакуацию людей;
- Подавать на высоту вещества для тушения пожара;
- Организовать при штабе пожаротушения наблюдательный пункт;
- Для крепления прожекторов, что позволит освещать место пожара;
- Для перемещения и подъема грузов при демонтаже конструкций.
Устройство автолестниц пожарных
Пожарные автолестницы – это пожарные автомобили со стационарными механизированными выдвижными и поворотными лестницами.
Основные конструктивные элементы автолестницы:
- Базовое шасси с передней опорной стойкой и платформой;
- Силовая установка;
- Основание для опоры;
- Основание подъемно-поворотное;
- Стрела;
- Механизмы, посредством которых: поворачивается башня, осуществляется подъем-спуск, выдвигается или сдвигается стрела;
- Гидросистема;
- Система электрооборудования;
- Пульты управления с устройствами управления и блокировки.
На рисунке:
- Поз. 1 — основное шасси;
- Поз. 2 — опоры;
- Поз. 3 — устройство выключения рессор;
- Поз. 4 — круг опорно-поворотный;
- Поз. 5 — рама поворотная;
- Поз. 6 — секции для стрелы.
Основным элементом конструкции является комплект колен или стрела. С ее помощью производятся все операции, которые предусматриваются в технических данных оборудования. На фото представлена стрела автолестницы в рабочем положении.
Особенности стрелы:
- В ее составе четыре, пять, шесть или семь секций, что зависит от модели механизма;
- Все секции телескопически соединены между собой;
- Каждое звено изготавливается из высокопрочной легированной стали;
- В составе секции две боковых фермы, которые образуют снизу профилированную тетиву и верхний пояс;
- Между собой элементы соединены раскосами и стойками;
- В горизонтальной плоскости боковые фермы соединены ступенями;
- В комплект колен автолестниц большой высоты входит лифт, который служит для быстрого подъема пожарных на высоту, специального оборудования или эвакуации людей;
- Лифт при помощи лебедки на роликах перемещается по направляющим, прикрепленным к верхним поясам секций стрелы;
- Лифт имеет систему торможения или ловитель. При обрыве троса автоматически срабатывает у лебедки система торможения, что останавливает лифт;
- Вверху первой стрелы автолестницы иногда устанавливается с ручным или канатным управлением съемный лафетный ствол. Этот механизм может иметь дистанционное управление с электроприводом, или неуправляемым коллектором для пеногенератора ГПС-600, при котором автолестница выполняет функции пеноподъемника.
Помимо этого:
- Все современные модели автолестниц предусматривают устройство специальной площадки, где крепится эластичный секционный спасательный рукав РС-С. Это позволяет выполнять быстро эвакуацию, включая людей с ограниченными возможностями;
- Некоторые автолестницы имеют съемную или постоянно закрепленную на вершине подвесную люльку, чаще двухместную. Это придает конструкции дополнительные возможности, которые характерны для автоподъемников;
- При оснащении автолестницы пропорциональной системой электрогидроуправления, люлька снабжается дополнительным пультом, с него оператор может управлять всеми перемещениями стрелы.
Требования к пожарным автолестницам
Совет: Необходимо иметь в виду, что все лестницы пожарных автомобилей должны быть безопасными при эвакуации людей, а, значит, соответствовать требованиям технической документации.
Основными требованиями к оборудованию являются:
- Конструктивная прочность, что исключает нарушение целостности лестницы при ее движении и вращении;
- Маневренность и управляемость;
- Распределение нагрузки по оси лестницы должно быть равномерным;
- Коэффициент устойчивости автолестницы — 1,4 при отсутствии наружной дополнительной нагрузки;
- Допустимая скорость передвижения лестницы – не более 80 км/ч;
- Наличие аварийного привода;
- Оснащение светоотражателями и тормозной системой;
- Наличие телескопической системы выдвижения секций лестницы, что обеспечивает бесперебойную и плавную работу механизма;
- Покрытие ступенек лестницы антискользящими резиновыми накладками или из любого другого материала, чтобы обеспечить безопасность для людей при передвижении;
- Устройство ограничителя на верхнем конце последней секции лестницы;
- Оборудование автолестницы необходимыми приборами и датчиками, которые контролируют качество и безопасность работы конструкции;
- Высота пожарной лестницы колеблется в пределах 17 — 60 метров, что зависит от выбранной модели.
Типы конструкций
Существует несколько признаков, по которым классифицируется оборудование.
К ним относятся:
- Разная высота выдвижения лестницы. Она может быть:
- Легкой — до 20 м;
- Средней — в пределах от 20 до 30 м;
- Тяжелой — более 30 м.
- Использование специального оборудования для эвакуации. К ним относятся:
- Самый простой вариант, в котором предусмотрена только выдвижная лестница;
- Автолестница, оборудованная на вершине люлькой;
- Лестница с лифтом, который перемещается с помощью гидравлического привода;
- Автолестница, с люлькой, расположенной на ее вершине, и лифтом, передвигающимся по ней.
- Виды механизмов, приводящих в движение секции стрелы:
- Гидравлический;
- Электрический;
- Механический;
- Комбинированный.
Совет: Наиболее простая в использовании модель АЛ 30, пожарная автолестница имеет гидравлический механизм для перемещения стрелы. Для предупреждения полного выхода машины из строя ее следует сочетать с другими типами трансмиссий.
На фото представлены некоторые модели автолестниц:
Подготовка оборудования
Контрольное испытание пожарных автолестниц – начальный процесс перед эксплуатацией каждой выпущенной модели. Для этого компанией-производителем создается специальная инструкция, в которой указан порядок мероприятий по проведению обкатки лестницы.
При этом персонал, который испытывает автолестницы и автоподъемники пожарные, должен иметь соответствующую подготовку.
Порядок работ заключается в следующем:
- Производится внешний осмотр оборудования. Это позволяет проконтролировать надежность крепления выдвижных секций лестницы и спасательного рукава;
- Проверяется отсутствие утечки жидкости у всех рабочих систем;
- Автоцистерна с лестницей пожарная проверяется на герметичность емкости для воды;
- Оборудование включается в работу и засекается время, которое требуется для проведения всех маневров. Полученные результаты сопоставляются с принятыми по нормативам.
Совет: Лестницы, которые используются на пожарных машинах, обеспечивают, при необходимости, эвакуацию людей в высотных зданиях. Это требует проведения регулярного тщательного контроля оборудования своими руками, на соответствие всем предъявляемым требованиям.
От надежности конструкции зависит не только безопасность и жизнь человека, но и маневренность самой автолестницы, эффективность ее эксплуатации и цена последующих ремонтов.
Правила эксплуатации
При правильном использовании автолестницы, она помогает спасти большое количество человеческих жизней.
Для этого:
- Хранится оборудование в гараже, температура воздуха в котором более (+5ºС);
- Для постоянной готовности авто к эксплуатации, необходимо следить за его полной укомплектованностью;
- Все движущие узлы и поверхности регулярно очищаются и смазываются. Параллельно контролируются исправность всех элементов;
- После каждого выезда тросы проверяются на отсутствие дефектов и разрывов. Не допускается их больше, чем одна проволока на длине участка в 10 см. Порванный трос полностью заменяется;
- Для использования автолестницы на задании определяется расстояние до требуемого объекта, машина подводится и фиксируется на месте локализации, используя ручной тормоз, опуская опорные щеки;
- При подъезде к объекту, колеса машины должны упираться на твердую устойчивую плоскость.
Совет: Категорически нельзя ставить колеса на траншеи, крышки люков или мягкую почву.
- При уклоне платформы автолестницы по горизонту более 5º — 6º, оборудование к работе на высоте не допускается;
- Для приведения лестницы в движение, имеются пульт управления, на котором размещены маховики, кнопки и рукоятки;
- Для поворота конструкции, она предварительно поднимается – отдельные узлы при транспортировке зафиксированы;
- Выдвигаются секции стрелы на небольшой скорости, последовательно одна за другой до вершины устройства;
- Опускаются фиксаторы, двигатель глушиться;
- Нельзя при работе допускать контактов с соседними зданиями, линиями электропередачи и деревьями;
- При передвижении по лестнице интервал между людьми должен составлять минимум 3 метра.
Детский пожарный автомобиль с лестницей лего, собирается по инструкции производителя. Шутка!
Требования охраны труда
Для безопасности использования оборудования необходимо соблюдать определенные правила:
- Один раз в месяц на автолестницах пожарных с лифтами контролировать работоспособность ловителей для кабины лифтов;
- После установки оборудования на выбранную площадку нужно:
- Пожарную автолестницу и автоподъемник поставить на стояночный тормоз.
- Включить силовой привод механизмов лестницы и пожарного автоподъемника.
- На основном пульте управления, при наступлении темноты: включить освещение пульта, люльки и стрелы.
- При работе на автолестнице и автоподъемнике водитель обязан:
- Соблюдать и требовать от работающих на оборудовании, соблюдения требований безопасности, указанных в технической документации производителя.
- Оставлять включенными при малых перерывах в работе двигатель и гидронасос.
- Выдвигать пожарную автолестницу выше карниза кровли на 1-1,5 м и зафиксировать на замыкатели, при их наличии.
- При подъеме и спуске в люльке людей следует:
- Проконтролировать громкую двустороннюю связь между люлькой и основным пультом управления.
- Люльку перевести в рабочее положение.
- Люльку поднять на нужную высоту или опустить на землю для посадки в нее людей.
- Движение люльки можно осуществлять после:
- Посадки людей в количестве не больше, чем рекомендует техническая документация.
- Закрытия двери устройства и надежной фиксации всех людей.
- Команды оператора.
- По завершении работ люльку перевести в положение для транспортировки.
Автомобильные пожарные лестницы – это механизированные конструкции, устанавливаемые на специально приспособленные автомобильные шасси. Это позволяет быстро доставить пожарную лестницу в нужное место и обеспечить тушение пожара и эвакуацию людей с любой высоты в кратчайшие сроки.