Устройство крыльца из бетона: нюансы конструирования и отделки

Один из вариантов облицованного бетонного крыльца
Один из вариантов облицованного бетонного крыльца

Крыльцо — это первое с чем встречаются посетители вашего дома. Поэтому к его возведению нужно отнестись крайне серьезно. Оно должно быть красивым удобным и долговечным. Можно использовать разные материалы — дерево, металл, кирпич. Но самый лучший вариант, это бетон.

Рассмотрим достоинства данного материала именно для этой детали здания — варианты её конструкций и технологии возведения. В основном, говорить будем не о больших зданиях, а о частных домах. Особое внимание уделим вопросу — как сделать крыльцо своими руками из бетона.

Почему лучший материал для крыльца бетон

Крыльцо из керамического кирпича, разрушившееся из-за повышенной влажности
Крыльцо из керамического кирпича, разрушившееся из-за повышенной влажности
Крыльцо из бетона, прослужившее не один десяток лет
Крыльцо из бетона, прослужившее не один десяток лет

Крыльцо — это элемент здания, которому приходится работать в довольно сложных условиях (особенно в нашем климате):

  • Находится в условиях повышенной влажности, так как контактирует с грунтом.
  • На него попадают осадки, даже если предусмотрен навес, при косых дождях часть его все равно намокает.
  • Зимой действуют минусовые температуры. Их отрицательное воздействие усугубляется тем, что иногда для борьбы с обледенением хозяева используют тот же метод что и на дорогах — сыплют соль.
  • Поверхности крыльца истираются обувью проходящих по нему людей.
Бетон позволяет экспериментировать с формами
Бетон позволяет экспериментировать с формами

Со всем этим бетон легко справляется. Повышенная влажность для него даже полезна, он набирает дополнительную прочность.

По характеристикам морозостойкости  — это один из лучших строительных материалов. Устойчивость к истиранию тоже неплохая, к тому же поверхности легко можно покрыть другим материалом или облицевать.

Дополнительные плюсы бетона:

  • крыльцо часто имеет сложную форму, бетон легко формуется;
  • строительство из бетона несложно;
  • материал абсолютно пожаробезопасен;
  • по долговечности он превосходит дерево в несколько раз.

Технологии, по которым делают крыльцо из бетона

Их всего три:

  • Используют железобетонные изделия (фундаментные блоки, плиты, лестничные марши, бордюры, плитку) промышленного изготовления. Такой подход ускоряет строительство, но не всегда подходит.
  1. Он ограничивает возможности конструктора, сковывает его фантазию. Крыльцо, собранное их сборных конструкций, почти никогда не вписывается в архитектурный облик здания. Поэтому метод для небольших строений используется редко.
  2. Достоинство лишь одно: на сборное устройство крыльца из бетона, смета меньше, чем у других вариантов.
  3. Хотя, если сборные элементы делались специально для входа в конкретное здание, то все может смотреться и неплохо – например: подъезды серийных сборных железобетонных домов.
Крыльцо из сборного железобетона в панельном доме
Крыльцо из сборного железобетона в панельном доме
  • Монолитный железобетон. Наиболее привлекательная технология. Форма и размеры крыльца ограничиваются только конструктивными возможностями материала: его прочностью и мастерством плотника при устройстве опалубки. Монолит чаще всего применяют для небольших домов и коттеджей, особенно при возведении крыльца своими руками.
Вариант монолитного крыльца
Вариант монолитного крыльца
  • Сборно-монолитное крыльцо. В этом случае, используются как детали промышленного изготовления, например: лестничные марши, колонны, так и монолитный бетон. Цена на это строительство получается средней между первым и вторым вариантом.
Заготовки ступеней промышленного производства, которые можно применить для сборно-монолитного крыльца
Заготовки ступеней промышленного производства, которые можно применить для сборно-монолитного крыльца

Отметим, что бетон часто используют в комбинации с другими материалами — например, облицовывают плиткой.

Вариант облицовки крыльца
Вариант облицовки крыльца

Как выбрать размеры и форму крыльца

Форма может быть самой разнообразной
Форма может быть самой разнообразной

Сразу определимся с размерами. От них, в первую очередь, зависит, как будет выглядеть чертеж крыльца из бетона.

Сейчас мы говорим о наиболее распространенных прямоугольных конструкциях — если они полукруглые, или более сложной формы, то все должно соответствовать вписанным в них прямоугольникам.

  1. Естественно, что высота нашего крыльца всегда равняется высоте расположения нижнего края двери, к которой оно примыкает. Иногда делают крыльцо немного ниже, чтобы был порог, но это нежелательно и неудобно.
  2. Ширина должна быть не меньше ширины дверного проема. Но желательно несколько больше, точнее, не менее чем на 0,2-0,5 метров шире него. Хотите еще шире — пожалуйста, никто не мешает объединить крыльцо с террасой.
  3. Длина (расстояние от края крыльца до стены). Ограничений тут нет, но учитывают высоту самого крыльца. Нужно чтобы была ровная площадка перед входом, и некрутая лестница (о габаритах лестницы чуть ниже).
  4. Площадка перед дверью должна быть такой, чтобы на ней можно было поставить тележку или детскую коляску. Поэтому желательно, чтобы ее край отступал от стены на 1, 5 метра. А если крыльцо неширокое, и нельзя поставить ничего сбоку так, чтобы не мешало распахивать дверь — то и больше. Уменьшить длину можно, запланировав лестницу не перпендикулярно стене, а параллельно. Иногда, когда нужно чтобы крыльцо примкнуло к уже готовой дорожке или тротуару, его специально удлиняют.
  5. Размеры лестницы. Ширина лестницы должна быть такой, чтобы по ней легко мог пройти человек — а желательно, разминуться двоим. Поэтому, не делайте ее меньше чем 1 метр.
  6. Как сделать бетонные ступеньки для крыльца? — достаточно выполнить несколько требований. Высота ступеней должна быть не больше  15 см, чтобы любой человек, в том числе и дети, могли легко ее преодолеть, сделаете меньше — увеличите габарит крыльца. Ширина не меньше 25 см, но не больше 32 см. Причем, увеличивать ее не стоит ни в коем случае, так как это не только сделает лестницу более длинной, но и ходьба по ней станет некомфортной. Люди привыкли к стандарту, и при широких ступенях шаг сбивается.

Обязательно сделайте дополнительно к лестнице пандус с оптимальным уклоном 1:20. Это нужно не только людям с ограниченными возможностями, но и вполне здоровым. Неудобно, например, протаскивать велосипед, детскую коляску или сумку на колесиках по ступенькам.

Удобное крыльцо с пандусом
Удобное крыльцо с пандусом

Теперь немного о форме:

  • Здесь нет никаких ограничений – главное, чтобы проект бетонного крыльца удачно вписывался в архитектуру дома.
  • Накрытие, парапет или боковые стены приветствуются (неудобно открывать дверной замок под дождем или на ветру). К тому же, они обеспечивают лучшие условия для материалов, из которого крыльцо сделано.
  • Все должно выглядеть единым целым. Например, крайне неуместно на фоне дома, выполненного в строгих, почти модернистских формах, крыльцо с вычурной формой лестницы, аркой и перилами на резных балясинах.

По этой причине, осторожно отнеситесь и к популярному сегодня навесу из прозрачного поликарбоната. Во многих случаях он кажется искусственно пришитым к экстерьеру дома. К тому же, он создает эффект парника, если крыльцо имеет боковые стены. Лучше всего накрывать навес тем же материалом, из которого сделана кровля здания.

Возведение крыльца

После того, как мы определились с формой и размерами крыльца, рассмотрим, как его построить.

Фундамент

Оптимальный вариант - когда фундамент под крыльцо будет заливаться одновременно с фундаментом стен
Оптимальный вариант — когда фундамент под крыльцо будет заливаться одновременно с фундаментом стен

Без различия, собираемся мы делать крыльцо из сборных элементов, или из монолита, под него нужно нужен фундамент. Заглубляем его обязательно ниже точки промерзания грунта.

Избавиться от перерасхода бетона при небольшом весе конструкций крыльца, можно, выбрав не сплошной ленточный, а столбчатый фундамент. Чтобы ускорить процесс возведения, можно использовать готовые фундаментные блоки.

В случае выбора монолитной конструкции, можно заливать фундамент одновременно с крыльцом. То есть, копаем котлован или траншеи, готовим подушку, а дальше начинаем готовить опалубку уже надземной части.

У многих возникает вопрос: «Надо ли связывать фундамент крыльца с фундаментом дома?».

Ответить на его сложно, возможны два варианта работы конструкций:

  1.  не связанные, они могут просаживаться на разные величины, и требуют устройства деформационного шва;
  2. если же обеспечить их связку (проще всего, установив анкера в фундамент дома, которые будут входить в монолит основания крыльца), то эти перемещения станут невозможны. Но тогда возможен другой вариант событий  —  при просадке, массивное крыльцо потянет за собой фундамент и стену дома.

Оптимальный выход из положения — небольшое крыльцо связываем, для тяжелого делаем деформационный шов. Самый лучший вариант, когда фундамент крыльца и фундамент дома заливаются одновременно и составляют одно целое.

Если мы выбрали сборный железобетон

Сборный железобетон монтировать быстро, но затруднительно самостоятельно. Детали могут весить по несколько тонн. Поэтому, почти всегда придется заказывать кран, и естественно, смета на возведение крыльца увеличивается.

Также, во многих случаях нужен сварочный аппарат. Зато работа (даже с монтажом фундамента из бетонных блоков) займет немного времени — в некоторых случаях, всего пару часов.

Все очень просто, как при сборке детского конструктора:

  • берем элемент крыльца и устанавливаем его на нужное место;
  • привариваем закладные детали;
  • омоноличиваем место стыка раствором.

При соединении закладных деталей, сварной шов не делают по всему периметру. Например, прямоугольная деталь обваривается только по трем сторонам, четвертая остается свободной. Это делается для того, чтобы не было напряжений, вызванных нагревом металла дугой, и изменением его структуры.

После того, как конструкция собрана, ее можно дополнительно отделать — оштукатурить, облицевать плиткой, окрасить.

Крыльцо из тротуарной плитки

Крыльцо из тротуарной плитки
Крыльцо из тротуарной плитки

Этот вид конструкции крыльца, наверное, правильнее отнести к сборному железобетону, поэтому мы его не выделяли в отдельную технологию при классификации. Правда,  армированными в ней могут быть только бортовые камни, и то не всегда.

Обычно, этот вариант используют, когда нужно сделать невысокое крыльцо на 1-2 ступеньки. Такая конструкция не нуждается в фундаменте — заливают его только под стойки, поддерживающие навес, либо под стенки (если планируется закрытое крыльцо). Даже правильнее считать его не крыльцом, а разновидностью дорожки примыкающей прямо к двери.

Технология устройства не отличается от укладки тротуаров:

  1. выбираем грунт, по замки для бордюров, отметки берем так, чтобы образовались ступеньки;
  2. устанавливаем бортовые камни на замки из бетона;
  3. выбираем грунт под основание для плитки;
  4. готовим подушку из щебня и песка, уплотняем ее;
  5. укладываем плитку.

Крыльцо из монолитного бетона

Крыльцо из монолитного железобетона
Крыльцо из монолитного железобетона

Как уже говорилось выше, это самый распространенный метод возведения. Работа не отличается от любого другого монолитного строения. Правда, задумывая возведение такого крыльца, нужно учесть некоторые нюансы. На  видео в этой статье показаны все этапы.

  • Если крыльцо планируется высокое, то нет смысла делать всю конструкцию сплошной. Это не только приведет к перерасходу бетона, но и увеличит нагрузку на грунт что может привести к проседанию.
  • Поэтому, предусмотрите пространство под площадкой и лестницей — их толщину не стоит делать больше чем у стандартных плит перекрытия. При небольшой высоте этого просвета, его можно забутовать.
  • Если крыльцо очень высокое, то его площадку можно выполнить на колоннах или пилонах, как на фото выше. Как вариант можно использовать это пространство в полезных целях,  разместив там инженерное оборудование, или сделав мини-склад для инвентаря.
  • Для конструкции применяем только тяжелый бетон — легкие его виды с пористым наполнителем или воздушными порами, будут накапливать влагу. Например, крыльцо из газобетона не простоит в нашем климате и пяти лет. Но эти материалы можно использовать для стен или парапета, обязательно уложив гидроизоляцию.

Технология мало чем отличается от строительства любой другой монолитной конструкции:

  • Монтируем опалубку, процесс ничем не отличается от устройства опалубки для цоколя стен и любых других конструкций.
Сборка опалубки для крыльца
Сборка опалубки для крыльца
  • Укладываем арматуру. Ее можно сваривать, но проще вязать, так как прочность конструкции от этого не уменьшится. Обязательно ставим фиксаторы для сохранения защитного слоя бетона. Если это нужно, к арматурному каркасу крепим закладные.
Уложенная арматура
Уложенная арматура
  • После того как каркас готов, отливаем крыльцо из бетона. Требования к укладке, как и для любых других конструкций: процесс должен идти без длительных перерывов, смесь тщательно уплотняется.
Опалубка с уложенной бетонной смесью
Опалубка с уложенной бетонной смесью
  • Инструкция по уходу за залитым бетоном тоже обычная — предохраняем от дождя и излишнего испарения пленкой, периодически увлажняем.

Если вы не планируете облицовывать крыльцо, то на гранях, особенно ступеней, установите металлические угольники, привязанные к каркасу. Они защитят бетон от скалывания при эксплуатации.

Сборно — монолитная конструкция

Технология представляет собой комбинацию первых двух. Сразу устанавливают и приваривают, если нужно, детали промышленного изготовления. Затем делают опалубку и заливают бетон.

Вот и все, что мы можем рассказать про устройство бетонного крыльца и технологии его возведения. Будем рады, если помогли вам самостоятельно сделать вход в дом не только красивым и удобным, но и надежным.