Крыльцо монолитное: как пристроить к жилому дому

Здравствуйте! У меня на даче совершенно развалилось деревянное крыльцо. Нужно менять на что-то другое, потому что весной на участке долго стоит вода, и никакое дерево долго не продержится. Надумал делать крыльцо монолитное своими руками, как самый бюджетный и долговечный вариант.

Вопрос такой: делают ли такое крыльцо к уже готовому и устоявшемуся дому? Если да, то не могли бы вы кратко описать технологию. В частности интересует его привязка к фундаменту. Ну, и вообще весь процесс. Конструкция планируется простая, прямая, без перил.

Степан.

Подготовленная к заливке опалубка
Подготовленная к заливке опалубка

Здравствуйте, Степан. Конечно, бетонное монолитное крыльцо можно пристраивать к уже стоящему дому. Но вот связывать его с фундаментом здания не стоит, даже если оно уже дало усадку. При пучении грунта при смене сезонов между ними из-за разности нагрузок могут появиться трещины и деформации.

Но давайте начнем с самого начала.

Содержание статьи

Проектирование

Прежде чем закупать материалы и начинать что-то делать, нужно хотя бы от руки набросать чертежи на монолитное крыльцо с указанием всех размеров. Это позволит создать удобную и безопасную конструкцию, а также учесть все необходимое для строительства.

При создании чертежей учтите следующие правила:

  • Глубина ступеней должна быть около 30 см, а их высота 15-18 см;
  • Глубина верхней площадки для удобства открывания входной двери делается на 350 мм больше её ширины. А также она должна быть на несколько сантиметров ниже дверного порога;
  • Минимальная ширина лестницы – 80 см. Но будет гораздо удобнее, если увеличить её в 1,5-2 раза, чтобы на ступеньках могли разойтись два человека или занести в дом крупногабаритный груз.

Строительство

Чтобы крыльцо прослужило вам долго, постарайтесь точно следовать технологии его строительства. Инструкция приведена ниже.

Фундамент

Согласно проекту выкопайте под фундамент крыльца котлован, полностью удалив плодородный мягкий грунт. Обычно это не более полуметра.

Совет. Углубление сделайте на 8-10 см больше по сторонам будущего крыльца, чем его размер в плане.

Последующие действия:

  • Утрамбуйте дно котлована;
  • Сначала – слой песка толщиной 20-30 см. Его нужно пролить водой для уплотнения и разровнять;
  • Насыпьте на него слой щебня толщиной 10-20 см;
  • На песчано-гравийную подушку, которая послужит дренажом для отвода от бетона грунтовых вод, расстелите геотекстиль или другой гидроизоляционный материал.

Чтобы крыльцо не «прилипло» к фундаменту дома, между ними устраивается деформационный шов. Для чего на место стыка устанавливают обернутые пленкой доски.

После застывания бетона они вынимаются, а образовавшаяся щель заполняется влагостойким эластичным материалом. Например, пенополиуретаном или лентой ПСУЛ.

На фото показан пример деформационного шва
На фото показан пример деформационного шва

Опалубка и армирование

Опалубку можно сделать из любого подручного материала – старых досок, фанеры, ДСП и т.д. Но между соседними элементами не должно быть явных щелей, а поверхность желательна гладкая.

Сначала изготавливают боковины по указанным в проекте размерам. Их устанавливают на фундамент и фиксируют вертикально и параллельно друг другу с помощью колышков и подпорок. Это необходимо, чтобы при заливке бетона форма не разъехалась, потеряв изначальные параметры.

Затем к вертикальным срезам боковин крепятся обрезные доски или полоски фанеры, шириной, равной высоте ступеней.

Следующий важный этап – армирование. Чтобы крыльцо выдерживало серьезные нагрузки, без металлического каркаса не обойтись. Причем схема армирования монолитного крыльца также должна быть сделана на этапе проектирования, чтобы вам хватило материала для создания надежного «скелета» будущей лестницы.

При его изготовлении следуйте таким рекомендациям:

  • Толщина прутьев арматуры должна быть не менее 8-10 мм;
  • Размер ячеек – не менее 15-20 см по каждой стороне;
  • Каркас лучше делать не сварной, а связывать его с помощью вязальной проволоки;
  • Количество ярусов каркаса должно быть не меньше количества ступеней;
  • Металл при заливке должен остаться в толще бетона. Поэтому каркас поднимают над поверхностью на кирпичи или камни, и делают его на 5 см меньше размеров крыльца по всем сторонам.
Армирование
Армирование

Пожалуй, цена арматуры будет самой ощутимой в стоимости бетонного крыльца.

Совет. Если у вас не предвидятся высокие нагрузки, то можно засыпать в опалубку бут из щебня или строительного мусора, залить его слоем бетона горкой, а затем установить по одному слою арматуры в каждую ступеньку. Это позволит и цемент сэкономить.

Бетонирование

Бетон для заливки готовят из одной части цемента марки 400 или 500, двух частей песка и трех – мелкого щебня или гравия. Его обязательно хорошо вымешивают до однородного состояния.

Всю работу необходимо выполнить за один раз, без перерывов, чтобы в бетоне не образовались швы в местах соприкосновения разных слоев. После заполнения опалубки бетонную смесь необходимо проштыковать – проткнуть во многих местах лопатой или арматурой, чтобы выпустить пузырьки воздуха.

Затем ещё свежий раствор выравнивают по доскам опалубки, чтобы получить гладкие и ровные ступени.

Сразу после заливки и выравнивания
Сразу после заливки и выравнивания

Снимают опалубку не ранее, чем через неделю. Если стоит жаркая погода, то конструкцию на это время закрывают пленкой и ежедневно поливают водой.

Последний этап – боковая гидроизоляция гудроном и обратная засыпка грунта.

Заключение

Вместо скучного описания предлагаем вам посмотреть видео в этой статье, рассказывающее о том, как сделать монолитное крыльцо своими руками.