Автолестница пожарная — особенности устройства и использования

Пожарная автолестница
Пожарная автолестница

На самых разных высотах могут возникать пожары в промышленных и общественных зданиях, а также в жилом секторе. В соответствии с требованиями нормативной документации, подъем на высоту, и спуск людей, производится с применением различных средств эвакуации. Это могут быть: веревка, спасательный рукав, автолестница пожарная, о которой пойдет речь в данной статье.

Назначение автолестниц пожарных

Пожарные автолестницы служат для доставки к месту пожара расчета пожарников и выполнения ими таких работ:

  • Подъема пожарников на верхние этажи дома для организации тушения пожара;
  • При отсутствии или невозможности использования эвакуационных стационарных путей обеспечивать эвакуацию людей;
  • Подавать на высоту вещества для тушения пожара;
  • Организовать при штабе пожаротушения наблюдательный пункт;
  • Для крепления прожекторов, что позволит освещать место пожара;
  • Для перемещения и подъема грузов при демонтаже конструкций.

Устройство автолестниц пожарных

Пожарные автолестницы – это пожарные автомобили со стационарными механизированными выдвижными и поворотными лестницами.

Основные конструктивные элементы автолестницы:

  • Базовое шасси с передней опорной стойкой и платформой;
  • Силовая установка;
  • Основание для опоры;
  • Основание подъемно-поворотное;
  • Стрела;
  • Механизмы, посредством которых: поворачивается башня, осуществляется подъем-спуск, выдвигается или сдвигается стрела;
  • Гидросистема;
  • Система электрооборудования;
  • Пульты управления с устройствами управления и блокировки.
Автолестница пожарная АЛ 30, основные узлы
Автолестница пожарная АЛ 30, основные узлы

На рисунке:

  • Поз. 1 — основное шасси;
  • Поз. 2 — опоры;
  • Поз. 3 — устройство выключения рессор;
  • Поз. 4 — круг опорно-поворотный;
  • Поз. 5 — рама поворотная;
  • Поз. 6 — секции для стрелы.

Основным элементом конструкции является комплект колен или стрела. С ее помощью производятся все операции, которые предусматриваются в технических данных оборудования. На фото представлена стрела автолестницы в рабочем положении.

Комплект секций стрелы в выдвинутом состоянии
Комплект секций стрелы в выдвинутом состоянии

Особенности стрелы:

  • В ее составе четыре, пять, шесть или семь секций, что зависит от модели механизма;
  • Все секции телескопически соединены между собой;
  • Каждое звено изготавливается из высокопрочной легированной стали;
  • В составе секции две боковых фермы, которые образуют снизу профилированную тетиву и верхний пояс;
  • Между собой элементы соединены раскосами и стойками;
  • В горизонтальной плоскости боковые фермы соединены ступенями;
  • В комплект колен автолестниц большой высоты входит лифт, который служит для быстрого подъема пожарных на высоту, специального оборудования или эвакуации людей;
  • Лифт при помощи лебедки на роликах перемещается по направляющим, прикрепленным к верхним поясам секций стрелы;
  • Лифт имеет систему торможения или ловитель. При обрыве троса автоматически срабатывает у лебедки система торможения, что останавливает лифт;
  • Вверху первой стрелы автолестницы иногда устанавливается с ручным или канатным управлением съемный лафетный ствол. Этот механизм может иметь дистанционное управление с  электроприводом, или неуправляемым коллектором для пеногенератора ГПС-600, при котором автолестница выполняет функции пеноподъемника.

Помимо этого:

  • Все современные модели автолестниц предусматривают устройство специальной площадки, где крепится эластичный секционный спасательный рукав РС-С. Это позволяет выполнять быстро эвакуацию, включая людей с ограниченными возможностями;
  • Некоторые автолестницы имеют съемную или постоянно закрепленную на вершине подвесную люльку, чаще двухместную. Это придает конструкции дополнительные возможности, которые характерны для автоподъемников;
  • При оснащении автолестницы пропорциональной системой электрогидроуправления, люлька снабжается дополнительным пультом, с него оператор может управлять всеми перемещениями стрелы.

Требования к пожарным автолестницам

Совет: Необходимо иметь в виду, что все лестницы пожарных автомобилей должны быть безопасными при эвакуации людей, а, значит, соответствовать требованиям технической документации.

Основными требованиями к оборудованию являются:

  • Конструктивная прочность, что исключает нарушение целостности лестницы при ее движении и вращении;
  • Маневренность и управляемость;
  • Распределение нагрузки по оси лестницы должно быть равномерным;
  • Коэффициент устойчивости автолестницы — 1,4 при отсутствии наружной дополнительной нагрузки;
  • Допустимая скорость передвижения лестницы – не более 80 км/ч;
  • Наличие аварийного привода;
  • Оснащение светоотражателями и тормозной системой;
  • Наличие телескопической системы выдвижения секций лестницы, что обеспечивает бесперебойную и плавную работу механизма;
  • Покрытие ступенек лестницы антискользящими резиновыми накладками или из любого другого материала, чтобы обеспечить безопасность для людей при передвижении;
  • Устройство ограничителя на верхнем конце последней секции лестницы;
  • Оборудование автолестницы необходимыми приборами и датчиками, которые контролируют качество и безопасность работы конструкции;
  • Высота пожарной лестницы колеблется в пределах 17 — 60 метров, что зависит от выбранной модели.

Типы конструкций

Разновидности пожарных автолестниц
Разновидности пожарных автолестниц

Существует несколько признаков, по которым классифицируется оборудование.

К ним относятся:

  • Разная высота выдвижения лестницы. Она может быть:
  1. Легкой — до 20 м;
  2. Средней — в пределах от 20 до 30 м;
  3. Тяжелой — более 30 м.
  • Использование специального оборудования для эвакуации. К ним относятся:
  1. Самый простой вариант, в котором предусмотрена только выдвижная лестница;
  2. Автолестница, оборудованная на вершине люлькой;
  3. Лестница с лифтом, который перемещается с помощью гидравлического привода;
  4. Автолестница, с люлькой, расположенной на ее вершине, и лифтом, передвигающимся по ней.
  • Виды механизмов, приводящих в движение секции стрелы:
  1. Гидравлический;
  2. Электрический;
  3. Механический;
  4. Комбинированный.

Совет: Наиболее простая в использовании модель АЛ 30, пожарная автолестница имеет гидравлический механизм для перемещения стрелы. Для предупреждения полного выхода машины из строя ее следует сочетать с другими типами трансмиссий.

На фото представлены некоторые модели автолестниц:

Подготовка оборудования

Контрольное испытание пожарных автолестниц – начальный процесс перед эксплуатацией каждой выпущенной модели. Для этого компанией-производителем создается специальная инструкция, в которой указан порядок мероприятий по проведению обкатки лестницы.

При этом персонал, который испытывает автолестницы и автоподъемники пожарные, должен иметь соответствующую подготовку.

Порядок работ заключается в следующем:

  • Производится внешний осмотр оборудования. Это позволяет проконтролировать надежность крепления выдвижных секций лестницы и спасательного рукава;
  • Проверяется отсутствие утечки жидкости у всех рабочих систем;
  • Автоцистерна с лестницей пожарная проверяется на герметичность емкости для воды;
  • Оборудование включается в работу и засекается время, которое требуется для проведения всех маневров. Полученные результаты сопоставляются с принятыми по нормативам.

Совет: Лестницы, которые используются на пожарных машинах, обеспечивают, при необходимости, эвакуацию людей в высотных зданиях. Это требует проведения регулярного тщательного контроля оборудования своими руками, на соответствие всем предъявляемым требованиям.

От надежности конструкции зависит не только безопасность и жизнь человека, но и маневренность самой автолестницы, эффективность ее эксплуатации и цена последующих ремонтов.

Правила эксплуатации

Доставка пожарников на высоту
Доставка пожарников на высоту

При правильном использовании автолестницы, она помогает спасти большое количество человеческих жизней.

Для этого:

  • Хранится оборудование в гараже, температура воздуха в котором более (+5ºС);
  • Для постоянной готовности авто к эксплуатации, необходимо следить за его полной укомплектованностью;
  • Все движущие узлы и поверхности регулярно очищаются и смазываются. Параллельно контролируются исправность всех элементов;
  • После каждого выезда тросы проверяются на отсутствие дефектов и разрывов. Не допускается их больше, чем одна проволока на длине участка в 10 см. Порванный трос полностью заменяется;
  • Для использования автолестницы на задании определяется расстояние до требуемого объекта, машина подводится и фиксируется на месте локализации, используя ручной тормоз, опуская опорные щеки;
  • При подъезде к объекту, колеса машины должны упираться на твердую устойчивую плоскость.

Совет: Категорически нельзя ставить колеса на траншеи, крышки люков или мягкую почву.

  • При уклоне платформы автолестницы по горизонту более 5º — 6º, оборудование к работе на высоте не допускается;
  • Для приведения лестницы в движение, имеются пульт управления, на котором размещены маховики, кнопки и рукоятки;
  • Для поворота конструкции, она предварительно поднимается – отдельные узлы при  транспортировке зафиксированы;
  • Выдвигаются секции стрелы на небольшой скорости, последовательно одна за другой до вершины устройства;
  • Опускаются фиксаторы, двигатель глушиться;
  • Нельзя при работе допускать контактов с соседними зданиями, линиями электропередачи и деревьями;
  • При передвижении по лестнице интервал между людьми должен составлять минимум 3 метра.

Детский пожарный автомобиль с лестницей лего, собирается по инструкции производителя. Шутка!

Требования охраны труда

Для безопасности использования оборудования необходимо соблюдать определенные правила:

  • Один раз в месяц на автолестницах пожарных с лифтами контролировать работоспособность ловителей для кабины лифтов;
  • После установки оборудования на выбранную площадку нужно:
  1. Пожарную автолестницу и автоподъемник поставить на стояночный тормоз.
  2. Включить силовой привод механизмов лестницы и пожарного автоподъемника.
  3. На основном пульте управления, при наступлении темноты: включить освещение пульта, люльки и стрелы.
  • При работе на автолестнице и автоподъемнике водитель обязан:
  1. Соблюдать и требовать от работающих на оборудовании, соблюдения требований безопасности, указанных в технической документации производителя.
  2. Оставлять включенными при малых перерывах в работе двигатель и гидронасос.
  3. Выдвигать пожарную автолестницу выше карниза кровли на 1-1,5 м и зафиксировать на замыкатели, при их наличии.
  • При подъеме и спуске в люльке людей следует:
  1. Проконтролировать громкую двустороннюю связь между люлькой и основным пультом управления.
  2. Люльку перевести в рабочее положение.
  3. Люльку поднять на нужную высоту или опустить на землю для посадки в нее людей.
  • Движение люльки можно осуществлять после:
  1. Посадки людей в количестве не больше, чем рекомендует техническая документация.
  2. Закрытия двери устройства и надежной фиксации всех людей.
  3. Команды оператора.
  • По завершении работ люльку перевести в положение для транспортировки.

Автомобильные пожарные лестницы – это механизированные конструкции, устанавливаемые на специально приспособленные автомобильные шасси. Это позволяет быстро доставить пожарную лестницу в нужное место и обеспечить тушение пожара и эвакуацию людей с любой высоты в кратчайшие сроки.